Схема вентиляторов на гранте

Схема вентиляторов на гранте
Схема вентиляторов на гранте
Схема вентиляторов на гранте

Методический материал
по системе охлаждения двигателей
автомобилей семейства Лада Гранта
(2190) и Лада Калина FL (2192, 2194)
2014 г.
1 Особенности конструкции системы охлаждения двигателей ав-томобилей семейства Лада Гранта (2190) и Лада Калина FL (2192, 2194)
1.1 Двигатели автомобилей семейства Лада Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) имеют одинаковую гидравлическую схему системы охлаждения, см. рисунок 1.
1 – радиатор системы охлаждения;
2 – двигатель;
3 – водяной насос;
4 – подводящая труба водяного насоса;
5 – термостат 2190-1306010;
6 – радиатор отопителя;
7 – расширительный бачок.
Рисунок 1 – Гидравлическая схема системы охлаждения
двигателей автомобилей семейства Лада Гранта и Лада Калина FL.
1.2 Система охлаждения двигателей автомобилей семейства Лада Гранта и Калина FL имеет особенности по сравнению с предыдущими моделями автомобилей:
– радиатор отопителя одноходовой, с пониженным гидравлическим сопротив-лением, паянный алюминиевый, с повышенной тепловой эффективностью, встроен последовательно в «малый контур» системы охлаждения, в отличие от ранее приня-той параллельной установки двухходового радиатора отопителя;
– термостат 2190-1306010 имеет один, а не два клапана и управляет только потоком ОЖ через радиатор системы охлаждения;
– одноходовой радиатор системы охлаждения с пониженным гидравлическим сопротивлением.
Циркуляцию ОЖ при её различных температурах см. на рисунках 2 и 3.
Рисунок 2 – Циркуляция ОЖ в системе охлаждения до открытия термостата (малый контур).
При температуре ОЖ ниже температуры начала открытия клапана термостата (термостат закрыт) циркуляция 100 % ОЖ идёт через радиатор отопителя (малый кон-тур), показано цветом на рисунке 2.
Схема циркуляции ОЖ при её температуре выше температуры начала откры-тия клапана термостата (термостат открыт) показана цветом на рисунке 3.
Подводящий шланг радиа-тора системы охлаждения
Отводящий шланг радиато-ра системы охлаждения
Пароотводящий шланг
Заправочный шланг
Рисунок 3 – Циркуляция ОЖ в системе охлаждения после открытия термостата.
Открытие термостата, не прекращая циркуляции ОЖ через радиатор отопите-ля (малый контур), приводит к возникновению циркуляции ОЖ через радиатор системы охлаждения и его пароотводящий шланг (большой контур). Это сопровождается внеш-ним проявлением в виде нагрева подводящего и отводящего шлангов радиатора сис-темы охлаждения, самого радиатора, а также в виде вытекания ОЖ из пароотводяще-го шланга в расширительный бачок.
2 Преимущество системы охлаждения двигателей автомо-билей Лада Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194)
2.1 Основное преимущество системы охлаждения двигателей автомобилей Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) по сравнению с прежними моделями Приора, Самара и Калина состоит в улучшении отопления салона автомобиля за счет снятия большего количества тепла с радиатора отопителя.
Повышение тепловой эффективности системы отопления салона достигнуто:
а) Увеличением расхода ОЖ через радиатор отопителя в результате направ-ления в него 100 % ОЖ при закрытом термостате (малый контур), что стало возмож-ным при последовательном подключении радиатора отопителя, в отличие от ранее принятого параллельного подключения.
б) Увеличением тепловой эффективности радиатора отопителя в результате изменения его конструкции:
– одноходовая схема вместо двухходовой снизила гидравлическое сопротив-ление и увеличила расход ОЖ через радиатор отопителя;
– плоские алюминиевые трубки вместо цилиндрических алюминиевых;
– пайка к плоским трубкам гофрированных элементов, увеличивающих пло-щадь теплообмена, вместо напрессовки плоских элементов (пластин) на цилиндриче-ские трубки.
в) Исключением возможности завоздушивания радиатора отопителя за счет удаления воздуха потоком ОЖ уже при минимальной частоте холостого хода двигате-ля за счет изменения схемы протекания ОЖ через радиатор отопителя в сочетании с увеличенным расходом ОЖ и пониженным гидравлическим сопротивлением, см. вы-ше.
г) Улучшением аэродинамических и расходно-напорных характеристик венти-лятора и элементов системы отопления салона автомобиля (патрубки, дефлекторы и т.д).
2.2 Второе преимущество системы охлаждения двигателей автомобилей Гран-та (2190) и Калина FL (2192, 2194) по сравнению с прежними моделями Приора, Сама-ра и Калина – более точная регулировка температурного режима двигателя.
На прежних моделях Приора, Самара и Калина перемешивание холодной и го-рячей ОЖ непосредственно в термостате приводило к неуправляемому завышению температуры ОЖ. На автомобилях Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) омыв тер-моэлемента термостата 2190-1306010 осуществляется только горячей ОЖ из двигате-ля, что минимизировало инерционность1 термостата и позволило более точно регули-ровать температуру ОЖ. Зависимость температурного режима работы двигателя от внешних факторов снизилась и стала определяться в основном температурой откры-тия клапана термостата.
1 – Инерционность термостата – это разница между температурой начала открытия клапана термостата и средней температурой ОЖ, поддерживаемой в системе охлаждения.
2.3 Третье преимущество системы охлаждения двигателей автомобилей Гран-та (2190) и Калина FL (2192, 2194) по сравнению с прежними моделями Приора, Сама-ра и Калина вытекает из двух первых преимуществ и заключается в возможности уве-личить углы опережения зажигания, и, соответственно, получить некоторую экономию топлива и улучшение динамики автомобиля.
Поскольку существенная часть тепла отнимается от ОЖ и передается на ото-пление салона (см. п.2.1), то у самой ОЖ тепла остается меньше и её температура по-нижается. Этому же способствует исключение неуправляемого завышения температу-ры ОЖ (см. п.2.2). Дополнительные причины понижения температуры ОЖ:
а) улучшенные теплотехнические характеристики одноходового радиатора сис-темы охлаждения;
б) дополнительное снятие тепла с элементов системы охлаждения двигателя улучшенной продувкой подкапотного пространства встречным потоком воздуха.
Понижение температуры ОЖ улучшает охлаждение двигателя, в частности, уменьшается температура головки цилиндров за счет меньшей температуры ОЖ на прогретом двигателе. Это и позволяет увеличить углы опережения зажигания2, и, со-ответственно, получить некоторую экономию топлива и улучшение динамики автомо-биля.
3 «Недогрев» двигателя
3.1 Особенности системы охлаждения двигателей автомобилей Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) обуславливают улучшение потребительских свойств автомо-биля при более низкой3 средней температуре ОЖ по сравнению с прежними моделями Приора, Самара и Калина (см. 2.1-2.3).
3.2 При отсутствии в комбинации приборов автомобилей семейства Лада Гран-та (2190) и Калина FL (2192, 2194) указателя температуры ОЖ, владельцы автомоби-лей устанавливают дополнительный маршрутный компьютер с функцией визуализа-ции значения температуры ОЖ, считываемой из контроллера ЭСУД. Опираясь на свой личный опыт эксплуатации автомобилей Лада прежних моделей, владельцы автомо-билей семейства Лада Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) констатируют факт: средняя температура ОЖ на их нынешних автомобилях ниже, чем на прежних моделях Приора, Самара и Калина. Сам по себе этот факт нейтрален. Но по причине субъек-тивной «непривычности» он возведен потребителями и персоналом ПССС в ранг не-соответствия (дефекта) под названием «недогрев» двигателя.
2 – Высокая температура головки цилиндров, соответственно и стенок её камер сгорания, подогревает топливо-воздушную смесь, провоцирует её детонационное сгорание, вынуждая снижать угол опережения зажигания, теряя в расходе топлива и в динамике.
3 – Минимальных значений температура ОЖ достигает в зимний период эксплуатации в условиях низких отрицательных темпера-тур окружающего воздуха и работы системы отопления на режимах максимального теплосъёма.
3.3 Термин «недогрев» двигателя в устах владельца автомобиля или персона-ла ПССС несёт явный негативный характер. Потребители вкладывают в него следую-щий смысл:
а) ухудшение отопления салона4;
б) увеличение расхода топлива;
в) повышенный износ двигателя.
При этом, если по отоплению претензии встречаются, то по расходу топлива и износу претензии не предъявляются, но влияние «недогрева» на них активно обсуж-дается на форумах владельцев автомобилей в интернете. Возможно, что в результате этих обсуждений несоответствие (дефект) «недогрев» двигателя в большинстве слу-чаев предъявляется как совершенно самостоятельная претензия, то есть без каких-либо дополнительных сопутствующих негативных проявлений.
3.4 Подозрения на увеличение расхода топлива и повышенный износ двигате-ля увязываются самими потребителями с понятием «неоптимального температурного режима» работы двигателя. Для описания температуры ОЖ потребители используют варианты терминов: «рабочая» или «оптимальная». Также используются варианты терминов, описывающих тепловое состояние двигателя: «холодный», «прогретый», «горячий». Данная терминология требует комментария.
Во-первых, нормативный документ под названием «Технические условия» и «Руководство по эксплуатации» на автомобили Лада устанавливают граничные усло-вия для температуры ОЖ двигателей от минус 40 °С до +115 °С.
Во-вторых, не существует нормативных документов, устанавливающих опре-деление терминов «оптимальная», «рабочая», «холодный», «прогретый», «горячий» и устанавливающих соответствующую этим терминам температуру ОЖ.
В-третьих, автомобиль – объект, эксплуатируемый с различным нагружением и в широком диапазоне условий. Даже на установившемся режиме, например, при рав-номерном движении автомобиля со скоростью 60 км/ч по горизонтальному участку до-роги, температура ОЖ зависит от большого числа факторов:
– температуры окружающего воздуха;
– влажности воздуха;
– интенсивности ветра;
– направления ветра;
– направления движения относительно направления ветра;
– включенного или выключенного состояния отопителя (кондиционера);
– режима включенного отопителя (кондиционера);
– фактического технического состояния (исправности) отопителя;
– времени, прошедшего с момента пуска двигателя;
4 – При предъявлении потребителем претензии по несоответствию в отоплении салона это несоответствие может быть как объ-ективным фактом, так и некорректной субъективной оценкой потребителя. Алгоритм диагностирования объективно-сти/субъективности такой претензии, а также алгоритм диагностирования причин объективного несоответствия не являются пред-метом рассмотрения данного текста. При анализе претензии по несоответствию в отоплении салона следует руководствоваться соответствующими документами.
– времени, прошедшего с момента начала установившегося режима движения;
– фактической степени негерметичности клапана термостата;
– фактической температуры начала открытия термостата;
– фактического хода клапана термостата;
– степени загрузки автомобиля пассажирами, багажом, топливом;
– используемой передачи коробки передач;
– степени забитости радиатора системы охлаждения грязью.
Из-за большого количества влияющих факторов пронормировать температуру ОЖ для каждой конкретной температуры окружающего воздуха невозможно даже для установившегося режима движения. И тем более не возможно для переменного режи-ма движения, каковым является эксплуатация автомобиля в городе. Отсюда вывод: понятие «рабочая» температура ОЖ не может быть четко определено, а значит, дан-ный термин лучше не использовать из-за его неоднозначности.
Используемый потребителями термин «оптимальная» температура ОЖ пере-кликается с терминами «холодный», «прогретый», «горячий». Интуитивно понятно, что если двигатель «холодный», то он работает как-то не правильно (не оптимально). Так же интуитивно понятно, что «прогретый» или «горячий» двигатель работает лучше, чем «холодный», то есть, работает правильно (оптимально). Но при переходе от ин-туитивных ассоциаций к строгой технической логике всё не так понятно. Работу двига-теля внутреннего сгорания характеризует много параметров. По некоторым из них «оптимальность» наступает при прогреве ОЖ уже до +20 °С (например, по составу смеси с +20 °С температуры ОЖ уже не требуется дополнительного обогащения смеси для обеспечения уверенного приема двигателем нагрузки). Некоторым параметрам хочется «погорячее», например, механические потери двигателя минимизируются при прогреве до температуры +65 °С, но только не ОЖ, а масла. А прямой зависимости температуры масла и температуры ОЖ нет. Отсюда вывод: «оптимальная» темпера-тура ОЖ понятие условное и корректно использовать его можно только применительно к конкретному параметру двигателя.
3.5 В двигателях ВАЗ с электронной системой управления двигателем (ЭСУД) в основном поддерживается стехиометрический состав топливовоздушной смеси (ко-эффициент избытка воздуха 1,0). Это обеспечивается комплексной работой ЭСУД и, в частности, лямбда-регулированием. Исключение5 – пуск и прогрев холодного двигате-ля, когда топливовоздушная смесь дополнительно обогащается топливом. Но это обо-гащение продолжается только до момента достижения температуры ОЖ +20 °С. Выше +20 оС обогащение выключается. Таким образом, если температура ОЖ прогревается до +20 °С и выше – повышенного расхода топлива двигателем нет.
Отсюда вывод: поддержание на автомобилях семейства Лада Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) температуры ОЖ в диапазоне температур ниже «привычных» на прежних моделях автомобилей Лада Приора, Самара и Калина не приводит к по-вышению расхода топлива.
5 – Исключением является также «мощностное обогащение» при открытии дросселя на большой угол или при быстром открытии.
Более того, за счет преимуществ системы охлаждения двигателей автомоби-лей семейства Лада Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) по сравнению с прежними моделями автомобилей Приора, Самара и Калина, состоящих в меньшей температуре ОЖ и меньшей температуре головки цилиндров прогретого двигателя (см. п.2.3), реа-лизуются более высокие значения углов опережения зажигания, и, соответственно, достигается некоторая экономия топлива.
Повышенный расход топлива при низких температурах окружающего воздуха отчасти объясняется повышенными механическими потерями двигателя и трансмис-сии, которые существенно зависят от характеристик применяемых масел и температу-ры масла. Минимальные величины механических потерь двигателя достигаются при температуре масла примерно +65 оС. С дальнейшим ростом температуры масла ме-ханические потери не уменьшаются.
3.6 Износ деталей двигателей ВАЗ не зависит напрямую от температуры ОЖ. Но явно зависит от вязкостно-температурных (и других) свойств смазочного масла и его температуры. Поэтому, в первую очередь, масло по своим свойствам должно со-ответствовать конструкции двигателя. Во вторую очередь, масло должно быть подог-рето. Слишком холодное масло, даже с широкими вязкостно-температурными свойст-вами, плохо проникает в узкие зазоры между деталями двигателя. Поэтому при начале движении автомобиля с холодным двигателем не рекомендуется давать двигателю сразу слишком большую нагрузку, а рекомендуется увеличивать её постепенно по ме-ре прогрева двигателя. При прогреве двигателя ВАЗ масло прогревается быстрее ОЖ. При прогреве масла до температуры примерно +40 °С двигатель может принимать 100 % нагрузки. Отсюда вывод: при прогреве масла до температуры +40 °С и выше6 повышенного износа деталей двигателя нет. Поскольку прямой зависимости между температурой масла и температурой ОЖ нет, и по температуре ОЖ нельзя судить о температуре масла в двигателе, то отсюда вывод: поддержание на автомобилях се-мейства Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) температуры ОЖ в диапазоне темпе-ратур ниже «привычных» на прежних моделях автомобилей Приора, Самара и Калина не приводит к повышенному износу деталей двигателя.
6 – Предельно допустимая максимальная величина температуры масла составляет примерно 140 °С длительно и 150 °С кратко-временно.
4 Выводы7
4.1 Система охлаждения двигателей автомобилей семейства Лада Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) по сравнению с прежними моделями автомобилей Приора, Самара и Калина имеет преимущества:
а) улучшенное отопление салона автомобиля за счет снятия большего количе-ства тепла с радиатора отопителя;
б) более точное регулирование температурного режима двигателя;
в) возможность увеличить углы опережения зажигания и получить некоторую экономию топлива и улучшение динамики автомобиля.
4.2 Улучшение потребительских свойств автомобилей по п.4.1 обуславливает более низкую среднюю температуру ОЖ двигателей автомобилей семейства Лада Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) по сравнению с прежними моделями автомо-билей Приора, Самара и Калина.
4.3 Владельцы автомобилей семейства Лада Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) констатируют факт: средняя температура ОЖ на их нынешних автомобилях на 7 – 10 градусов ниже, чем на прежних моделях Приора, Самара и Калина. По причине субъективной «непривычности» этот факт возведен потребителями и персоналом ПССС в ранг несоответствия (дефекта) под названием «недогрев» двигателя.
4.4 Поддержание на автомобилях семейства Лада Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194) температуры ОЖ в диапазоне температур ниже «привычных» на прежних моделях автомобилей Приора, Самара и Калина не приводит к повышению расхода топлива, повышенному износу деталей двигателя и никаким другим негативным по-следствиям. Соответственно, при отсутствии негативных последствий и отсутствии норматива температуры ОЖ, «недогрев» двигателя по п.4.3 несоответствием (дефек-том) не является.
4.5 Претензия потребителя по несоответствию (дефекту) «недогрев» двигателя не должна приниматься персоналом ПССС, если она не сопровождается жалобой по-требителя на какое-либо дополнительное сопутствующее негативное проявление. При отклонении необоснованной претензии потребителю должно быть разъяснены осо-бенности системы охлаждения двигателей автомобилей семейства Лада Гранта (2190) и Калина FL (2192, 2194).
7 – Промежуточные выводы по пунктам 1, 2 и 3.

Схема вентиляторов на гранте Схема вентиляторов на гранте Схема вентиляторов на гранте Схема вентиляторов на гранте Схема вентиляторов на гранте Схема вентиляторов на гранте Схема вентиляторов на гранте Схема вентиляторов на гранте Схема вентиляторов на гранте Схема вентиляторов на гранте Схема вентиляторов на гранте Схема вентиляторов на гранте

Лучшие статьи:



Мишки тедди схемы вышивания

Как сделать карту в минекрафт

Маникюр с желтым и сиреневым

Схема блока питания 450вт

Электрический схема зил 130